Апробационный план проекта

Апробационный план работы сетевых инновационных площадок
по теме:
«Инженерный класс: формирование политехнического мировоззрения и системного мышления младших школьников через реализацию программ технического профиля»


1. Актуальность

В настоящее время в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование» и Указа Президента № 490 от 10 октября 2019г. особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с формированием инженерного мышления учеников начальной школы.

Современное общее образование слабо справляется с задачами формирования у детей начальной школы политехнического мировоззрения.

Под ним мы понимаем мировоззрение, направленное на обеспечение деятельности с техническими объектами, осуществляемое на когнитивном и инструментальном уровнях и характеризующееся как политехничное, конструктивное, научно-теоретическое, преобразующее, творческое, социально-позитивное. В состав такого мировоззрения включены:

  • умение анализировать техническую ситуацию;
  • прогнозирование и контроль за осуществлением действий – регулятивный компонент;
  • анализ ресурсов для достижения – познавательный компонент;
  • разработка плана – компонент конструктивного мышления.

Политехническое мировоззрение будет успешно развиваться только в случае, если эти компоненты будут целенаправленно формироваться у обучающихся (в соответствии с закономерностью (Л.А. Регуш: успех формирования деятельности зависит от степени сформированности ее составляющих).

Периодом, сензитивным для развития всех перечисленных составляющих, является младший школьный возраст (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.К. Зак и др.). Таким образом, возникает противоречие между необходимостью начала формирования инженерного мышления уже с первого класса и неготовностью системы начального образования к такому формированию.

Выходом из создавшегося положения является создание и реализация программ технического образования как средства формирования политехнического мировоззрения и системного мышления младших школьников.

Учебно-методический комплекс программ технического профиля позволяет выстроить модель преемственного обучения для всех уровней общего образования на основании Закона об образовании РФ № 273-ФЗ от 06.02.2020.

Предлагаемые программы можно использовать:

  • как основу системы дополнительного образования технического профиля в формате Инженерных классов (3-5 лет обучения);
  • для развития системы внеурочных занятий;
  • для внедрения в курс Технологии в начальной школе.

Инженерный класс представляет собой систему организации дополнительного образования инженерного профиля, основанную на учебно-методическом комплексе Детской технической школы «Инженерная сила», предназначенные для начальной школы.

Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения ключевой задачи национального проекта «Образование»: «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и включение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»

Обучение учеников начальной школы по дополнительным общеобразовательным программам начального уровня инженерного образования требует системного подхода. Найти ему место в структуре основной общеобразовательной программы начального образования (вариативная часть ООП) и в программе дополнительного образования учреждений в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом – задача новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования. 

Решение данной проблемы с помощью учебно-методического комплекса программ технического профиля позволит на федеральном уровне апробировать систему подготовки детей начальной школы к жизни в информационном цифровом обществе и продолжению изучения дисциплин инженерного профиля/направленности в основном и старшем звене общеобразовательной школы.


2. Сфера апробации

Образовательное пространство системы начального образования.


3. Аудитория

Педагоги образовательных организаций и начальной школы СОО, методическая служба СОО, педагоги и методисты системы дополнительного образования, ученики начальной школы.


4. Цели и задачи

Основной целью апробации является создание посредством внедрения учебно-методического комплекса программ технического профиля условий для формирования у младших школьников политехнического мировоззрения и системного мышления.

Задачи:

  1. организовать образовательное пространство на ступени  начального образования общеобразовательной школы или в качестве дополнительного  систему образования по инженерному профилю, адекватную современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных образовательных и информационных технологий (ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению) и их возрастным особенностям в условиях реализации ФГОС СОО для начальной школы;
  2. обучить педагогов – сотрудников образовательных учреждений со статусом сетевой инновационной площадки развивать методическую компетентность педагогов в области инженерного образования учеников начальной школы;
  3. формировать предметную и метапредметную компетентности учеников начальной школы как условие их готовности к решению задач прикладного характера, связанных с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий в специфических для определённого возраста видах детской деятельности;
  4. оценить  результативность реализации программ технического профиля посредством проведения мониторинга уровня качества знаний учеников Инженерных классов;
  5. формировать среди родителей учеников мотивацию и вовлеченность в процесс формирования инженерного мышления младших школьников;
  6. тиражировать и распространять опыт инновационной педагогической деятельности.

5. Предполагаемые изменения в системе образования

Обновление содержания образования в начальной школе с учётом системы дополнительных общеобразовательных программ начального инженерного образования.

Формирование у детей начальной школы личных, предметных и метапредметных компетенций инженерного профиля в соответствии с ФГОС СОО.


Апробационный план


Направления деятельности

Содержание деятельности

Формы предоставления результата

Сроки

Организация в образовательном пространстве СОО для начальной школы системы дополнительного образования и внеурочной деятельности технического

профиля с основами алгоритмизации и программирования,

соответствующими возрастным особенностям детей ФГОС СОО и адекватной современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных инженерных компетенций и информационных и телекоммуникационных технологий.

1. Выбор направления реализации системы общеобразовательных дополнительных программ инженерного образования  с основами алгоритмизации и программирования для учеников начальной школы (встраивание в ООП или предоставление дополнительных образовательных услуг).

Заявление.

До 20 января 2022 года

2. Материально-техническое наполнение образовательной среды организации, обеспечивающей реализацию общеобразовательных дополнительных программ инженерного образования  с основами алгоритмизации и программирования для учеников начальной школы

 

Предоставление перечня материально-технического наполнения образовательной среды СОО, обеспечивающей реализацию общеобразовательных дополнительных программ технического профиля  с основами алгоритмизации и программирования для учеников начальной школы

 

До 20 января 2022 года

3. Выбор формата реализации программ технического профиля в образовательном учреждении со статусом сетевой инновационной площадки.

 

 

До мая 2022 года

 

4. Апробация общеобразовательных дополнительных программ инженерного образования  с основами алгоритмизации и программирования для учеников начальной школы

 

Подготовка заключений по итогам апробации

Сентябрь 2026 года

Развитие методической компетентности педагогов в области инженерных компетенций и IT-творчества учеников начальной школы

 

1. Организация методической подготовки педагогов СОО к реализации общеобразовательных дополнительных программ инженерного образования  с основами алгоритмизации и программирования для учеников начальной школы

 

Обучение педагогов на курсах повышения квалификации АН ДПО «Институт образовательных технологий» ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН.

Получение  удостоверения о повышении квалификации.

Присвоение статуса сетевой инновационной площадки РАН.

Февраль-апрель  2022 года

 

2. Апробация УМК дополнительных общеобразовательных программ технического профиля

Подготовка анализа по итогам апробации УМК (по утвержденной форме)

 

3. Участие в сериях дистанционных учебно-методических мероприятиях по использованию материалов УМК в образовательной деятельности ДО и СОО

Проведение открытого урока онлайн.

Участие образовательного учреждения в научно-практической конференции.

Регулярно по графику

4. Анализ УМК, оценка его эффективности с последующим экспертным заключением

Подготовка заключений по итогам апробации УМК

Июнь 2026г.

Формирование предметных и метапредметных инженерных компетенций учеников Инженерных классов

1. Проведение мониторинга уровня качества знаний учеников Инженерных классов. Педагогическая диагностика показателей сформированности метапредметных компетенций и предметных знаний у учеников начальной школы.

Сводные таблицы, результаты диагностики

Сентябрь/май

 2. Участие учеников образовательных учреждений – сетевых инновационных площадок  в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах инженерной и технической направленности в том числе во Всероссийском фестивале детского технического творчества Космофест.

Сертификаты

Дипломы

Грамоты

По графику мероприятий

Оценка результативности системы дополнительного образования инженерного профиля с основами алгоритмизации и программирования,

соответствующими возрастным особенностям детей ФГОС СОО

Обобщение опыта работы с использованием УМК.

Отчет о проделанной работе

(по установленной форме)

Июнь 2023-2026г.г.

Тиражирование и распространение опыта инновационной педагогической деятельности

Транслирование опыта инновационной деятельности.

Участие в сетевых мероприятиях (семинарах/вебинарах, мастер-классах, он-лайн мероприятиях и т.д., фото- видеоматериалы мероприятий) в течение периода реализации программ технического профиля.

По графику мероприятий