Апробационный план проекта
Апробационный план работы сетевых инновационных площадок
по теме:
«Инженерный класс: формирование политехнического мировоззрения и системного мышления младших школьников через реализацию программ технического профиля»
1. Актуальность
В настоящее время в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование» и Указа Президента № 490 от 10 октября 2019г. особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с формированием инженерного мышления учеников начальной школы.
Современное общее образование слабо справляется с задачами формирования у детей начальной школы политехнического мировоззрения.
Под ним мы понимаем мировоззрение, направленное на обеспечение деятельности с техническими объектами, осуществляемое на когнитивном и инструментальном уровнях и характеризующееся как политехничное, конструктивное, научно-теоретическое, преобразующее, творческое, социально-позитивное. В состав такого мировоззрения включены:
- умение анализировать техническую ситуацию;
- прогнозирование и контроль за осуществлением действий – регулятивный компонент;
- анализ ресурсов для достижения – познавательный компонент;
- разработка плана – компонент конструктивного мышления.
Политехническое мировоззрение будет успешно развиваться только в случае, если эти компоненты будут целенаправленно формироваться у обучающихся (в соответствии с закономерностью (Л.А. Регуш: успех формирования деятельности зависит от степени сформированности ее составляющих).
Периодом, сензитивным для развития всех перечисленных составляющих, является младший школьный возраст (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.К. Зак и др.). Таким образом, возникает противоречие между необходимостью начала формирования инженерного мышления уже с первого класса и неготовностью системы начального образования к такому формированию.
Выходом из создавшегося положения является создание и реализация программ технического образования как средства формирования политехнического мировоззрения и системного мышления младших школьников.
Учебно-методический комплекс программ технического профиля позволяет выстроить модель преемственного обучения для всех уровней общего образования на основании Закона об образовании РФ № 273-ФЗ от 06.02.2020.
Предлагаемые программы можно использовать:
- как основу системы дополнительного образования технического профиля в формате Инженерных классов (3-5 лет обучения);
- для развития системы внеурочных занятий;
- для внедрения в курс Технологии в начальной школе.
Инженерный класс представляет собой систему организации дополнительного образования инженерного профиля, основанную на учебно-методическом комплексе Детской технической школы «Инженерная сила», предназначенные для начальной школы.
Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения ключевой задачи национального проекта «Образование»: «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и включение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»
Обучение учеников начальной школы по дополнительным общеобразовательным программам начального уровня инженерного образования требует системного подхода. Найти ему место в структуре основной общеобразовательной программы начального образования (вариативная часть ООП) и в программе дополнительного образования учреждений в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом – задача новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования.
Решение данной проблемы с помощью учебно-методического комплекса программ технического профиля позволит на федеральном уровне апробировать систему подготовки детей начальной школы к жизни в информационном цифровом обществе и продолжению изучения дисциплин инженерного профиля/направленности в основном и старшем звене общеобразовательной школы.
2. Сфера апробации
Образовательное пространство системы начального образования.
3. Аудитория
Педагоги образовательных организаций и начальной школы СОО, методическая служба СОО, педагоги и методисты системы дополнительного образования, ученики начальной школы.
4. Цели и задачи
Основной целью апробации является создание посредством внедрения учебно-методического комплекса программ технического профиля условий для формирования у младших школьников политехнического мировоззрения и системного мышления.
Задачи:
- организовать образовательное пространство на ступени начального образования общеобразовательной школы или в качестве дополнительного систему образования по инженерному профилю, адекватную современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных образовательных и информационных технологий (ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению) и их возрастным особенностям в условиях реализации ФГОС СОО для начальной школы;
- обучить педагогов – сотрудников образовательных учреждений со статусом сетевой инновационной площадки развивать методическую компетентность педагогов в области инженерного образования учеников начальной школы;
- формировать предметную и метапредметную компетентности учеников начальной школы как условие их готовности к решению задач прикладного характера, связанных с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий в специфических для определённого возраста видах детской деятельности;
- оценить результативность реализации программ технического профиля посредством проведения мониторинга уровня качества знаний учеников Инженерных классов;
- формировать среди родителей учеников мотивацию и вовлеченность в процесс формирования инженерного мышления младших школьников;
- тиражировать и распространять опыт инновационной педагогической деятельности.
5. Предполагаемые изменения в системе образования
Обновление содержания образования в начальной школе с учётом системы дополнительных общеобразовательных программ начального инженерного образования.
Формирование у детей начальной школы личных, предметных и метапредметных компетенций инженерного профиля в соответствии с ФГОС СОО.
Апробационный план
Направления деятельности |
Содержание деятельности |
Формы предоставления результата |
Сроки |
---|---|---|---|
Организация в образовательном пространстве СОО для начальной школы системы дополнительного образования и внеурочной деятельности технического профиля с основами алгоритмизации и программирования, соответствующими возрастным особенностям детей ФГОС СОО и адекватной современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных инженерных компетенций и информационных и телекоммуникационных технологий. |
1. Выбор направления реализации системы общеобразовательных дополнительных программ инженерного образования с основами алгоритмизации и программирования для учеников начальной школы (встраивание в ООП или предоставление дополнительных образовательных услуг). |
Заявление. |
До 20 января 2022 года |
2. Материально-техническое наполнение образовательной среды организации, обеспечивающей реализацию общеобразовательных дополнительных программ инженерного образования с основами алгоритмизации и программирования для учеников начальной школы
|
Предоставление перечня материально-технического наполнения образовательной среды СОО, обеспечивающей реализацию общеобразовательных дополнительных программ технического профиля с основами алгоритмизации и программирования для учеников начальной школы
|
До 20 января 2022 года |
|
3. Выбор формата реализации программ технического профиля в образовательном учреждении со статусом сетевой инновационной площадки.
|
|
До мая 2022 года |
|
|
4. Апробация общеобразовательных дополнительных программ инженерного образования с основами алгоритмизации и программирования для учеников начальной школы
|
Подготовка заключений по итогам апробации |
Сентябрь 2026 года |
Развитие методической компетентности педагогов в области инженерных компетенций и IT-творчества учеников начальной школы
|
1. Организация методической подготовки педагогов СОО к реализации общеобразовательных дополнительных программ инженерного образования с основами алгоритмизации и программирования для учеников начальной школы
|
Обучение педагогов на курсах повышения квалификации АН ДПО «Институт образовательных технологий» ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН. Получение удостоверения о повышении квалификации. Присвоение статуса сетевой инновационной площадки РАН. |
Февраль-апрель 2022 года |
|
2. Апробация УМК дополнительных общеобразовательных программ технического профиля |
Подготовка анализа по итогам апробации УМК (по утвержденной форме) |
|
3. Участие в сериях дистанционных учебно-методических мероприятиях по использованию материалов УМК в образовательной деятельности ДО и СОО |
Проведение открытого урока онлайн. Участие образовательного учреждения в научно-практической конференции. |
Регулярно по графику |
|
4. Анализ УМК, оценка его эффективности с последующим экспертным заключением |
Подготовка заключений по итогам апробации УМК |
Июнь 2026г. |
|
Формирование предметных и метапредметных инженерных компетенций учеников Инженерных классов |
1. Проведение мониторинга уровня качества знаний учеников Инженерных классов. Педагогическая диагностика показателей сформированности метапредметных компетенций и предметных знаний у учеников начальной школы. |
Сводные таблицы, результаты диагностики |
Сентябрь/май |
2. Участие учеников образовательных учреждений – сетевых инновационных площадок в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах инженерной и технической направленности в том числе во Всероссийском фестивале детского технического творчества Космофест. |
Сертификаты Дипломы Грамоты |
По графику мероприятий |
|
Оценка результативности системы дополнительного образования инженерного профиля с основами алгоритмизации и программирования, соответствующими возрастным особенностям детей ФГОС СОО |
Обобщение опыта работы с использованием УМК. |
Отчет о проделанной работе (по установленной форме) |
Июнь 2023-2026г.г. |
Тиражирование и распространение опыта инновационной педагогической деятельности |
Транслирование опыта инновационной деятельности. |
Участие в сетевых мероприятиях (семинарах/вебинарах, мастер-классах, он-лайн мероприятиях и т.д., фото- видеоматериалы мероприятий) в течение периода реализации программ технического профиля. |
По графику мероприятий |